Главная Новости Афиша Город сегодня Хоккей в Копейске

Внимание! Проект «Копейск 24» заморожен и вся информация может быть не актуальной! Подробнее здесь. По всем вопросам web@kopeysk24.ru

Разработка Web проектов 👉 maks-is.ru

Поселок Железнодорожный

С середины 20-х годов ХХ века началось строительство кирпичного завода. Рядом со стройкой вырос посёлок, в котором жили первые строители, посёлок получил название Кирзавод. В 30-е годы здесь был выстроен клуб, в 40-е — дом отдыха для рабочих.

Трибуна-памятник В.И.Ленину, пос. Железнодорожный, ул. Электровозная, около Дома культуры им. Петрякова

Первым жильём строителей был барак-землянка. Он делился на две части. В одной половине размещалось общежитие, где кровати стояли в два яруса, во второй половине показывали кино. Киномехаником в то время был Шумилов Николай.

В 1932г. на территории посёлка создаётся сельскохозяйственная артель «Новый путь». К 1939 г. артель объединила 109 дворов с населением 420 человек, мельницу, швейную, пимокатную, пекарню, кузницу, сортировку зерна, столовую, цех по засолке овощей. На территории артели располагались: конюшня, два коровника, телятник, два свинарника ,зернохранилище, две зерносушилки.

В суровые годы Великой Отечественной войны Урал стал «опорным краем державы». Эшелоны с продовольствием, оружием, одеждой устремились с востока на запад в действующую Красную армию. Поток железнодорожных составов был очень мощным. Поэтому в ноябре 1942г. приняли решение выстроить обводную железнодорожную ветку, чтобы облегчить грузооборот на станции Челябинск: от станции Полетаево до Чурилово. Вскоре в районе города Копейска возникла железнодорожная станция Челябинск-Южный.

Строительство железной ветки началось в феврале 1942 г., а в октябре 1942 г. прошёл первый поезд с военным грузом. Через станцию Челябинск в первую очередь пропускали эшелоны с частями Красной Армии, отправлявшиеся на фронт. Челябинск-Южный взял на себя грузопоток Челябинского металлургического, трубопрокатного заводов, завода имени Орджоникидзе и кузнечно-прессового завода имени Сталина. Таким образом, станция Челябинск-Южный разгрузила челябинский железнодорожный узел.

Одновременно со строительством станции строилось локомотивное оборотное депо. Работа машинистов была очень тяжела; приходилось водить тяжелые поезда весом до 3 тыс. тонн. Это требовало большого мастерства и сноровки. Житель поселка Петряков был машинистом паровоза, в честь него названы одна из главных улиц поселка и Дворец культуры (открыт 20 февраля 1974 года).

С 1944 по 1949 гг. были построены: двухэтажный кирпичный дом, подсганция и прилегающие к ней сооружения, локомотивный посёлок из пятидесяти домов для паровозников.

В течение 1948-1949гг. отстроили улицы Репина, Герцена, базу «Стройтехснаб». Начальником строительной ветки был Тихомиров Андрей Иванович, а его заместителем — Симоненко Марк Кондратьевич.

После войны расширилось оборотное депо и предприятия, обслуживавшие железную дорогу. Созданы передвижные механизированные станции ПМС-41, ПМС-42. Они занимались ремонтом земляного полотна под железной дорогой. В это время в посёлке работал мотостроительный отряд. Жили рабочие в вагонах.

В 1950 г. построили баню, дом отдыха для паровозно—кондукторских бригад.

В 1954 г. началось строительство восемнадцати двухэтажных домов, детского сада и яслей, школы, которая ранее помещалась в бараке. Первой заведующей начальной школы была Шумакова Валентина Александровна,затем её сменил Пашнин Фёдор Иванович.

В 1954г. начальная школа была преобразована в семилетнюю. Первым директором школы был Дунаев Валентин Дмитриевич.

В 1957г. школа №132 получила статус средней общеобразовательной школы.

В 50-60-е годы появились улицы: Паровозников, Деповская, Мечникова, Кубинская.

Центр посёлка выстроен по проектам архитектора М.Г. Семенова.

В 1983г. были сданы в эксплуатацию 84-квартирный жилой дом Челябинского отделения «ЮУЖД» и 59-квартирный дом с библиотекой треста «Уралсибстроймонтаж». Произведено благоустройство центральной площади посёлка, выполнен ремонт десяти домов и инженерных сетей. 

С момента строительства железнодорожной станции Челябинск-Южный до 50-х годов посёлок относился к Челябинску. Решением облисполкома от 27.05.1958г. посёлок Кирзавод и посёлок станции Челябинск — Южный территориально вошли в состав Копейска.

1 октября 1980г. из городской черты города Копейска микрорайоны бывших селений Челябинск—Южный и Кирзавод объединились в единый населённый пункт. Ему было присвоено наименование посёлок Железнодорожный. Посёлок был отнесён к категории рабочих. В этом же году он был подчинён исполкому Копейского городского Совета народных депутатов. Председателем исполкома поселкового Совета народных депутатов был избран Севенькаев Афанасий Ефремович.

Особо значимым событием явилась реконструкция станции. Причиной реконструкции станции явилось быстрое развитие трубопрокатного завода и увеличение транзитного вагонопропуска. В результате реконструкции, которая началась в 1968 г. и закончилась в 1971 г., было уложено 10 дополнительных путей, удлинены существовавшие уже старые пуги, заменены ручные стрелки на автоматические, построены новые служебно-технические здания. Протяжённость железнодорожных путей составила 300 км.

Наряду с реконструкцией станции надо было беспрерывно осуществлять пропуск поездов. Большую роль в руководстве по реконструкции станции Челябинск—Южный сыграл бывший главный инженер отделения дороги Довженко Александр Петрович, начальник отдела пути — Дурновцев Виктор Григорьевич, начальник ЮУЖД — Гинько Владимир Николаевич.

В 1990-е годы в посёлке возникло много новых предприятий. Одним из наиболее успешных среди них был завод изоляции труб. Возник завод в конце 1995 г. В июне 1998 г. было учреждено 000 «Копейский завод изоляции труб». Одним из учредителей стал ДП «Уралтрансгаз» РАО «Газпром». Директором 000 «Копейского завода изоляции труб» является Сабиров Айрат Махмугович.

На территории посёлка действует одно из крупнейших предприятий — кирпичный завод, который возглавляет С.А. Головко. На заводе производится изоляция труб, очистка и подготовка поверхности труб, демонтированных при капитальном ремонте трассы. На заводе эксплуатируется линия, представленная компанией CRC-EVANS PIPELINE INTERNATIONAL (США), позволяющая наносить антикоррозийное покрытие на трубы диаметром 530-1420 мм. Данная линия является единственной в России по производству изолированных труб большого диаметра. Она позволяет производить покрытие с высоким качеством.

К 2005 г. на территории посёлка функционировали 22 предприятия разных форм собственности.

Недавно приступил к работе лесоперерабатывающий цех. Станция Челябинск-Южный остаётся посёлкообразующим предприятием.

Администрацию посёлка возглавляли в разное время: Валеев Гульфат Шагалеевич, Бийбулатова Валентина Алексеевна, Ошаровский Сергей Фёдорович.

В 2005г. в результате административной реформы посёлок изменил свой статус и стал именоваться Территориальный отдел Копейского городского округа.

По статистике на 2007 г. в поселке проживает 5100 жителей.