В Копейске авиамоделисты устроили «воздушные бои»
На воздушные бои и показательные выступления, приуроченные к 72-й годовщине Великой Победы, приехали спортсмены из Челябинской и Свердловской областей, Башкирии и Казахстана.
По словам главного организатора соревнований Ивана Шмидта, преподавателя детской станции юных техников, собрать участников было неимоверно сложно. «Все же взрослые люди, все работают. Тем не менее все приехали за свои собственные деньги», отметил он.
Спортсмены из Казахстана рассказали, что пришлось выложить две тысячи рублей таможенного сбора, чтобы перевезти через границу модель самолётика с 20-кубовым бензиновым двигателем, который стал гвоздём авиашоу. Авиамоделист Алексей Бубенчиков живёт в Костанае, работает мастером на станции техобслуживания. Свою модель на соревнования в Копейск он привёз впервые. Строить самолётики Бубенчиков начал ещё в детстве, потом был большой перерыв, и вот теперь уже четыре года, как он вернулся к любимому хобби.
Алексей выводил самолётик на площадку вместе с другом, придерживая строптивую модель за хвостовое оперение. Многочисленные маленькие зрители, пришедшие посмотреть на авиашоу, замерли – модель Бубенчикова самая большая на соревнованиях, размах крыльев — 1,65 метра. Она плавно поднялась в воздух и сделала несколько фигур высшего пилотажа. Однако для приземления пришлось сделать несколько заходов – режущий ледяной ветер дул порывами и сажать машину было трудно.
— Все переживают, взлететь-то он взлетел, а как садиться будет? Но не переживайте, в мире нет ни одного самолета, который бы не сел, — острит ведущий. – «Пятак» маленький, скорость большая, – объясняет Бубенчиков. – Плюс рельеф сложный. В Казахстане с местом проблем нет, заходи с какой хочешь стороны, садись куда хочешь (смеётся), а тут тяжёлая посадочная ситуация для такой модели. На электрическом двигателе-то я бы сел без проблем.
Поскольку копейский стадион создан под мотоциклетные гонки с горками, подъёмами и спусками, понять волнение казахстанского гостя нетрудно. Он построил эту модель своими руками, разработав на компьютере 3D-модель, потом выпилил костяк и заказал необходимые комплектующие из Китая по интернету. Весь процесс постройки модели занимает примерно полгода. Это не самая большая модель, собранная Бубенчиковым. Сейчас он строит самолётик с 35-кубовым двигателем, размахом крыльев около 1,9 метра и фюзеляжем длиной в два метра.
– Если его на кок (обтекатель воздушного винта – прим. авт.) поставить, выше меня будет, – говорит Бубенчиков. – Сейчас он в стадии завершения строительства. Спасибо копейским ребятам, они помогли мне с лазерной нарезкой. Иван Шмидт авиамоделистов называет фанатиками. Свою первую модель – точную копию 23-го МИГа — он собрал, когда ему не было ещё и десяти лет.
До сих пор Иван помнит запах сгоревшего касторового масла и жужжание мотора кордовых самолётиков над станцией юных техников, куда больше тридцати лет назад его привёл родной дед. Первый педагог Шмидта, заразивший его страстью к самолётикам, Анатолий Иванович Поздов, работает на станции по сей день. Теперь ему помогает и сам Иван. Всего на копейской станции работают два педагога по авиамоделизму, ведут по две группы. Осенью в каждой занимаются примерно по 25 ребят, к весне их становится поменьше.
Увлечение авиамодельным спортом – это для детей практически полноценное инженерное образование. Нужно знать основы аэродинамики и сопротивления материалов, устройство как электродвигателя, так и двигателя внутреннего сгорания. Немудрено, что дети, прошедшие через станцию юных техников, легко поступают на инженерные специальности в престижные вузы страны.
– Современные дети не очень привыкли работать руками, но когда ребёнок видит результат своих трудов, то и у него загораются глаза. Он бросает смартфон, планшет, компьютер, соцсети и бежит к нам. Когда у меня ребенок собирает свой первый самолет, поднимает его в небо, это непередаваемое ощущение! – говорит Шмидт.
Чтобы отвлечь детей от смартфонов и уличных соблазнов, увлечь небом, он специально заготовил для юных зрителей сюрприз. Опытные спортсмены провели для маленьких копейчан мастер-класс по созданию самолётиков. Каждый собрал собственную небольшую модель из пенопласта, после чего было организовано соревнование. Дети, чья модель полетела дальше всех, получили медали.
– Вера Сергеевна Сопельцева из отдела по делам молодёжи очень нам помогла, купила материал, из которого дети клеили модели, спасибо ей огромное, – говорит Иван. На вопрос, помогает ли государство ещё чем-либо, Шмидт прячет глаза. «Главное, что станцию не закрывают», – говорит он и суеверно сплёвывает через левое плечо. В преподавании вся его жизнь.
Несмотря на порывистый ветер, авиамоделисты более часа соревновались в нескольких дисциплинах. Сначала нужно было после выполнения фигур высшего пилотажа приземлиться на специальную коробочку, показав точность исполнения манёвра. Позже начались воздушные бои – на хвостовое оперение самолётика крепятся длинные ленты, которые участники стараются срезать друг у друга. Надо сказать, получается невероятно азартное зрелище.
– Давайте-давайте, ещё квадрокоптер сбейте, – иронично подкалывает спортсменов ведущий после падения одного из самолётиков. – Тут не до победы. Я удержался в воздухе, не упал, уже достижение, – смеётся Олег Чурбаков, – Мне сорок четыре, а тут надо иметь очень быструю реакцию, не только стойкие навыки управления. Бойцовые модели достаточно скоростные, за единицу времени пролетают большое расстояние, и, чтобы удерживать самолёт в месте, где находится противник, и вести его осознанное преследование, нужна очень хорошая реакция. К сожалению, я начал заниматься поздно, около тридцати шести, а тут, чтобы выйти на хороший уровень, надо начинать молодым.
Егор Кондратьев из Миасса работает машинистом экскаватора в карьере, на авиашоу он привёз копию самолёта ЯК-12. Сам он называет свою модель «полукопией».
«У копии все клёпочки должны совпадать с реальным самолётом. Кроме того, помимо внешнего сходства, полная копия должна уметь делать все фигуры те пилотажа, что и оригинал, ни больше и ни меньше. Я сделал упрощённую копию», — поясняет Егор.