Михаил Конарев: «Перемены к лучшему не происходят по мановению руки»
Юбилей города — всегда событие особенное, ведь круглая дата предполагает наибольший по сравнению с остальными годами размах торжеств. Этой точки зрения придерживаются и депутаты городского Собрания, которые приняли решение наградить высоким званием почетного гражданина Копейска не одного, как обычно, а двоих человек — Виктора Кочнева, бывшего директора завода «Пластмасс», председателя Совета депутатов второго созыва, и Михаила Конарева, руководившего городом с 1998 по 2011 год.
Здесь мой дом
— Михаил Петрович, как складывалась ваша судьба после 2011 года? От многих копейчан приходилось слышать, что вы перебрались в Москву после ухода с должности главы и там были избраны депутатом в городское Собрание.
Михаил Конарев— Это лишь слухи, которые не имеют ничего общего с действительностью. Во властные структуры я не возвращался и депутатом московского Собрания, к счастью, не был. На диване, естественно, я не лежал, но говорить о том, что занимался чем-то глобальным, тоже не стоит.
Больше времени стал проводить с семьей. Мы с супругой Ларисой Константиновной иногда ездим в гости к сыну и нашей старшей внучке Екатерине — они живут в Санкт-Петербурге. Каждое лето пару недель проводим в Краснодарском крае — отдыхаем в станице Голубицкой (это рядом с Анапой, на берегу Азовского моря). С собой берем Катюшу и внука Мишу. У Миши недавно появилась сестренка Кристина — это дети нашей младшей дочки. Сегодня, кстати говоря, он пошел в первый класс одной из челябинских школ.
— Знаменитый «конаревский дом» на проспекте Победы по-прежнему остается конаревским?
Михаил Конарев— Такого выражения я не слышал, но могу сказать, что по-прежнему живу в квартире, которую приобрел в 1994 году, когда работал в «Облкоммунэнерго». После смерти отца перевез к себе маму, Валентину Александровну. Все-таки восемьдесят девять лет — это более чем солидный возраст, когда по-настоящему нужна забота близких.
А вообще из Копейска я никуда переезжать не собираюсь. Здесь живут мои родные, мои друзья. Здесь мой дом.
Не допустить упадка
— Первые годы вашей работы в должности главы пришлись на времена, тяжелые для всей страны. Относительно недавно Борис Розов, директор школы по боксу № 3, в интервью рассказывал, как пришел в администрацию попросить денег, чтобы отвезти ребят на соревнования, и услышал донесшуюся из вашего кабинета фразу о том, что в городе осталось продовольствия на пять дней. У вас не было страха не справиться с финансовыми трудностями?
Михаил Конарев— Тогда во многих направлениях приходилось работать с колес, а на страх, сомнения «справлюсь — не справлюсь» мы права не имели.
В период с 1997 по 2000 годы каждый день в администрации начинался с того, что мы с начальником финуправления Татьяной Николаус садились за стол и решали, на какие из множества нужд следует направить крохи, поступившие в бюджет. Каждый день! Такого «ручного» управления не должно быть в принципе.
Постепенно, когда экономическая ситуация в городе, в регионе и во всей стране начала выравниваться, мы стали собираться реже, начали работать по утвержденным программам.
— Как вы думаете, можно ли было сохранить угледобывающую отрасль?
Михаил Конарев— У местных властей недоставало полномочий для того, чтобы воспрепятствовать упадку угледобывающей отрасли. Но в рамках реструктуризации мы сделали все, на что могли повлиять.
Когда закрывалась «Красная горнячка», нам с коллегами удалось увеличить объемы финансирования в рамках федеральной программы по закрытию шахт. По большому счету тогда Копейску повезло, что в рамках законодательства было невозможно ликвидировать шахту без подписи главы органа местного самоуправления. И эту подпись я поставил только после того, как в соответствии с нашими требованиями было увеличено финансирование по ряду социально значимых направлений программы.
С другими шахтами применить тот же прием не получилось. Шахты закрывались ведь не только в Копейске, а в целом по стране. Наверняка каждый глава шахтерского города хотел, чтобы закрытие прошло более-менее цивилизованно, и настаивал на том, чтобы переселить всех жителей с горных отводов, чтобы была приведена в порядок инженерная инфраструктура. А это, как вы понимаете, требует денежных вливаний, масштабных даже для федерального уровня. Поэтому программу быстро перестали подпитывать деньгами. В результате остальные шахты в Копейске, если называть вещи своими словами, просто бросили и ушли.
— Что вы делали в ту пору, чтобы не допустить упадка экономики города?
Михаил Конарев— Главной задачей в те годы был переход к многопрофильной экономике, поэтому большое внимание городские власти уделяли созданию новых рабочих мест.
Что могли сделать люди, в одночасье лишившиеся заработка? Либо уехать из города, в чем я как глава, естественно, был не заинтересован, либо найти новое место с достойной оплатой на территории Копейска. Мы начали активно привлекать инвесторов, готовых строить предприятия на нашей земле, а в результате в значительной степени снизили уровень безработицы и удержали в городе большую часть трудоспособного населения.
Копейчане видят несправедливость
— Не хотелось ли вам вернуться в администрацию?
Михаил Конарев— Если бы система была другой, сохранился бы выбор глав на всеобщей основе, то я, может быть, и выдвинул бы свою кандидатуру. А в той системе, что существует сегодня, ты, по сути, становишься заложником многих субъективных факторов. Так что мыслей о возвращении не возникало.
— Ни для кого не секрет, что в последние несколько лет в администрации города не было командного духа. Почему, на ваш взгляд, ставленникам Михаила Юревича не удалось сплотиться для эффективной работы на благо Копейска?
Михаил Конарев— Очевидно, что у человека, возглавлявшего город с 2011 по 2016 год, были другие цели, совершенно не совпадающие с чаяниями большинства копейчан. Если бы он ставил задачи по развитию и преображению Копейска, то, наверное, рядом с ним были бы другие сотрудники.
Значительная часть тех людей, которых он поставил на ключевые посты, в большинстве своем была не способна работать на развитие, а работала на удовлетворение своих сиюминутных интересов.
— Возможно, у тех людей, о которых сейчас идет речь, не болела душа за город, потому что они не были копейчанами?
Михаил Конарев— Конечно. По моему глубочайшему убеждению, управленцы, пришедшие извне, по-другому воспринимают местные невзгоды и беды, не знают особенностей ментальности населения, до сих пор определяемой шахтерскими традициями и привычками. Копейчане очень горячо воспринимают то, что происходит в городе, видят любую несправедливость.
— Так ведь и Владимир Можин, нынешний глава, не копейчанин…
Михаил Конарев— Да, не копейчанин. Но у Владимира Алексеевича есть очень большой плюс: он всю жизнь проработал на государевой службе, что не могло не отразиться на образе его мышления, на восприятии действительности. Он всегда использует комплексные, государственные подходы к решению вопросов. Другой очевидный плюс — он в течение всей своей профессиональной жизни ратовал за торжество закона. Наверняка этот же вектор он сохранит и на посту главы.
Добрый совет
— Владимир Алексеевич не обращается к вам за помощью?
Михаил Конарев— Нет, но это нормально. Он сам зрелый человек, ответственный, порядочный, в должной степени обладающий как стратегическим мышлением, так и тактическими умениями. Говорю об этом с уверенностью, поскольку достаточно давно знаю Владимира Можина — еще с тех времен, когда он был заместителем Александра Войтовича, руководившего прокуратурой области до 2014 года.
В то же время глава старается получить по важным вопросам максимально объективную картину, для чего встречается с депутатами, руководителями подразделений администрации, с неравнодушными горожанами. По инициативе Владимира Алексеевича был создан общественный совет, сформированный из «аксакалов» Копейска, профессионалов в своих отраслях. Кроме меня в него вошли Виктор Кочнев — экс-директор завода «Пластмасс», Александр Балмашнов, возглавлявший молокозавод, генеральный директор холдинга «Сигма» Александр Махров, действующий директор АО «Пластмасс» Олег Лисицин, Борис Уткин, руководивший ремонтно-механическим заводом, Ярослав Чабан, экс-директор ОАО «КМЗ», и Наталья Овечкина, начальник управления образования до 2011 года.
— Как строится взаимодействие совета и главы?
Михаил Конарев— Мы периодически встречаемся и делимся своим видением той или иной ситуации, вносим свои предложения по значимым для города вопросам. Тему встреч определяет глава.
Недавно мы обсуждали ситуацию со службой заказчика, проблемы городского благоустройства — и некоторые из внесенных нами предложений были учтены.
Нерастраченный потенциал
— Какие проблемы являются, по вашему мнению, наиболее острыми для нашего города?
Михаил Конарев— Сейчас очень важно сохранить муниципальное, то есть городское, имущество, находящееся в ведении МУП «Копейское пассажирское автопредприятие» и МУП «Горводоканал». Горводоканал, как вы знаете, проходит стадию банкротства. Дело в том, что при банкротстве муниципальных предприятий все имущество, находящееся в их хозяйственном ведении, включается в конкурсную массу и в итоге поступает на реализацию.
В Горводоканале есть конкурсный управляющий, но надолго ли он там? Что будет, если частное лицо выкупит имущество ресурсоснабжающей организации? Этот вопрос не праздный не только для рядовых горожан, но и для администрации, ведь по закону ответственным за водоснабжение является орган местного самоуправления.
Что касается МУП «КПА», там сложилась и вовсе странная ситуация. У предприятия очень хорошая база, большие ремонтные мощности, приличный парк, который, к сожалению, на две трети поставлен к забору. Простаивают автобусы, у которых пробег триста-триста двадцать тысяч километров. Но в советское время автобусы спокойно ходили по миллиону километров, и ничего.
Возникают вопросы, почему так происходит. Кому выгодно занять место на рынке пассажирских перевозок?
В целом же у Копейска много нерешенных проблем. Это и организация эффективного использования жилого фонда, и переселение из ветхоаварийного жилья, благоустройство городской территории, строительство школ и детских садов. Они все в первоочередных, и выбрать из них самые важные достаточно сложно.
— Как вы думаете, у Копейска сохранился какой-то потенциал, задел на будущее?
Михаил Конарев— Безусловно, сохранился! Не бывает такого, чтобы все было плохо. Квалифицированные специалисты в различных отраслях есть. Желание жить в этом городе и развивать его у них тоже есть. Предприниматели есть, они тоже готовы работать.
Конечно, преобразования к лучшему не происходят по мановению руки, за короткий промежуток времени. Но, уверен, при сохранении того подхода, которого придерживается Владимир Алексеевич, они будут достаточно весомыми.
— Совсем недавно копейчане отметили юбилей родного города. Поздравите земляков с круглой датой?
Михаил Конарев— Дорогие копейчане, поздравляю вас с замечательными праздниками — Днем города и Днем шахтера. Пусть в ваших семьях царит радость, а в ваших сердцах живет гармония и мир. Здоровья вам, всестороннего благополучия и исполнения задуманного!